Веера туаньшань давно вышли за рамки аксессуаров, используемых в жаркую погоду, и завоевали статус произведений искусства, символов китайской культуры и нематериального наследия. Традиционная технология, уходящая корнями в эпоху династии Хань (с 206 года до нашей эры), предусматривает изготовление вееров из собранного вручную бамбука. Круглая форма веера, который в течение многих столетий являлся отражением высокого статуса и изысканного вкуса, напоминают полную луну, символизируя семейное благополучие и счастливую жизнь.

Одним из представителей династии по изготовлению вееров, которая насчитывает уже четыре поколения мастеров, является 78-летний Huang Shuofu. Бамбук, из которого делают веера, в изобилии растет в его родном городе Гуйлинь (Гуанси-Чжуанский автономный район) на юге Китая. Всплеск производства на фабрике с несколькими десятками рабочих, которой управляет Huang Shuofu, обычно приходится на лето. Предприятие, получившее более 30 национальных патентов, экспортирует свою продукцию в Японию, Южную Корею, Сингапур и другие страны. В число покупателей оригинальных вееров входят модные международные бренды, которые могут заказывать партии, насчитывающие несколько тысяч изделий. Помимо бамбуковых полосок и палочек, материалами для создания вееров служат бумага, шелк и ткани, на которые наносятся рисунки, элементы каллиграфии, вышивка и различные узоры.

«Нам нужно идти в ногу с новыми тенденциями, не забывая об использовании традиционных элементов, передающих ключевые идеи, и делиться этим наследием с людьми по всему миру», – считает Huang Shuofu. За свою деятельность, направленную на сохранение и продвижение вееров туаньшань как нематериального культурного наследия, он получил признание на родине и за рубежом. Интересно, что в 2013 году два его веера, украшенные этнической вышивкой «чжуан», вручили тогдашнему генеральному секретарю ООН Ban Ki-moon во время его визита в Китай.

Huang Keren, дочь мастера, также участвует в семейном бизнесе, в основном занимаясь маркетингом и связями с общественностью. Она отметила, что ежедневно фабрика производит порядка пяти тысяч вееров, причем около 20% из них идет на экспорт. «Достаточно часто родители покупают для своих детей веера с элементами традиционной китайской культуры (например, копиями известных картин, поэзией и каллиграфией). Особой популярностью пользуются наборы, которые позволяют ребенку собственноручно изготовить веер», – сказала Huang Keren. Важным инструментом, помогающим развивать бизнес, являются прямые трансляции. Свой вклад в популяризацию традиционной китайской культуры также вносит тренд «гочао».

Чтобы передать свои знания, опыт и нематериальное культурное наследие будущим поколениям, Huang Shuofu проводит семинары и занятия для детей и взрослых, а также сотрудничает с музеями и культурными учреждениями, способствуя процветанию традиции туаньшань. Одним из его приоритетов является соблюдение принципов экологически чистого производства, основанного на использовании натурального бамбука в качестве основного материала.

«Мы минимизируем наши отходы, перерабатывая бамбуковые полоски, ткань, бумагу и придумывая новые способы их использования. Например, из них можно получить закладки, канцелярские принадлежности и другие компактные изделия», – подчеркнул Huang Shuofu. Мастер также постоянно работает над видоизменением конструкций и экспериментирует с нововведениями, такими как кольцевая ребристая основа для соединения рамы веера с ручкой.

Важной особенностью производства туаньшань является его влияние на развитие близлежащих сельских общин. Zheng Ming, житель одной из местных деревень, уже около 30 лет заготавливает сырье для вееров. Эта стабильная занятость помогла существенно улучшить благосостояние его семьи. «Ежегодно мы поставляем 600-700 тысяч бамбуковых стеблей, то есть примерно в три-четыре раза больше, чем несколькими годами раньше», – сказал Zheng.

По материалам independent.co.uk