По состоянию на 2024 год в Китае насчитывается около 490 миллионов поклонников киберспорта, что является самым высоким показателем в мире. Соответствующая статистика была обнародована Комитетом по электронному спорту Китайской ассоциации аудио-видео и цифровых издательств на 21-й выставке-конференции China Digital Entertainment Expo and Conference (ChinaJoy), которая проходила в конце июля в Шанхае.

Как отмечают отраслевые эксперты, сектор китайского киберспорта постоянно расширяется, поэтому можно говорить о стабильном росте популярности этого направления внутри страны и за рубежом. Так, по итогам первых шести месяцев 2024 года общий доход внутреннего рынка киберспортивных игр составил 69,14 миллиарда юаней (9,54 миллиарда долларов США), что на 7,24% больше прошлогоднего показателя. При этом доход от киберспорта, напрямую не связанный с играми, вырос в Китае на 4,43% в годовом исчислении до 12,03 миллиарда юаней (из них 79,45% – это прямые трансляции киберспорта).

В первой половине 2024 года местные органы власти приступили к реализации политики, направленной на стимулирование развития киберспорта. Среди важных тенденций, наблюдаемых в отрасли, можно выделить увеличение количества разнообразных киберспортивных игр и мероприятий, а также углубление международных связей. Об этом упомянул Zhang Yijun, первый заместитель председателя ассоциации.

Лидеры китайской игровой индустрии

Самыми перспективными направлениями остаются многопользовательские онлайн боевые арены (MOBA) и спортивные игры. Первую строчку с долей 57,8% прочно удерживают мобильные игровые приложения, за которыми следуют клиентские игры (28,9%). Тройка самых популярных игр на внутреннем рынке за период с января по июнь 2024 года выглядит следующим образом:

  • Honor of Kings;
  • Games for Peace;
  • Teamfight Tactics.

В категории клиентских игр наиболее прибыльными оказались League of Legends, Crossfire и Counter-Strike: Global Offensive.

Первая половина 2024 года ознаменовалась резким всплеском активности в сфере киберспорта. За этот период в Китае было проведено в общей сложности 72 официальных и профессиональных мероприятия выше провинциального уровня (больше всего в Шанхае – 27,1%). Мегаполис также является лидером еще по одному показателю: здесь находится 52 киберспортивных клуба (всего в стране их насчитывается 195).

Perfect World Esports, организатор игровых турниров, во время проведения ChinaJoy объявил о запуске крупнейшей серии киберспортивных соревнований CS Major. Следует отметить, что это самое масштабное мероприятие, посвященное Counter-Strike. Ожидается, что азиатские страны присоединятся к турниру в декабре.

Китайские киберспортивные мероприятия, традиционно привлекающие миллионы участников, производят фурор не только внутри страны, но и на зарубежных рынках, включая Индию, Японию, Индонезию, Таиланд, Турцию и Бразилию. События, связанные с киберспортивными играми, созданными китайскими разработчиками, пользуются особой популярностью в Индонезии, Филиппинах и Малайзии.

Отчет, опубликованный Mobvista, ведущей китайской платформой мобильного маркетинга, показал, что в первом полугодии 2024 года за рубежом было зарегистрировано 22 миллиарда загрузок китайских мобильных игр. Эта статистика является доказательством растущей популярности китайской игровой индустрии по всему миру. Немаловажным является тот факт, что в официальную программу чемпионата мира по киберспорту, который проходит с 3 июля по 25 августа в Саудовской Аравии, включены китайские киберспортивные игры Mobile Legends: Bang Bang и Honor of Kings.

«Можно с уверенностью говорить о том, что киберспорт вышел за рамки продвижения игр и достаточно быстро трансформировался в уникальный продукт, объединяющий не только спортивные аспекты, но также технологии и культуру. В ближайшем будущем он сможет развиться в спортивную индустрию высокого уровня с обширным глобальным влиянием», – сказал Mars Hou, вице-президент Tencent Games и генеральный менеджер Tencent Esports.

Одной из иностранных компаний, которые специализируются на видеоиграх и выражают оптимизм в отношении перспектив развития китайского киберспорта, является японский разработчик SNK. Обладая правами интеллектуальной собственности на более чем 200 игр, компания SNK получила широкую известность благодаря сериям Samurai Spirits, The King of Fighters, Fatal Fury и MetalSlug, у которых насчитывается более 200 миллионов поклонников в Китае.

«Масштаб киберспортивных мероприятий на китайском рынке растет с каждым годом. В рамках расширения бизнеса и совместного проведения соревнований SNK сотрудничает с такими известными местными компаниями, как NetEase и Alisports. Мы активно взаимодействуем с клубами и командами, чтобы у них была возможность принимать участие в турнирах, которые проводятся в Китае и за его пределами», – отметил Kenji Matsubara, президент и генеральный директор SNK. Он также упомянул о том, что киберспорт постоянно привлекает новых поклонников, а компания оказывает необходимую поддержку лучшим игрокам. В 2024 году SNK планирует запустить в Китае новый киберспортивный бренд SCS, что поспособствует еще большей интеграции крупнейшей азиатской страны в мировые соревнования.

Малайзийский рынок

Представители Малайзии в свою очередь также прилагают усилия к построению более тесных связей с китайским сектором киберспорта, что непосредственным образом влияет на межнациональный культурный обмен. По мнению Gan Dong Chee, соучредителя малайзийской студии Magnus Games Studio, на текущий момент становятся очевидными уникальные преимущества китайских игр на малайзийском рынке. Будучи регулярным участником выставки ChinaJoy, компания стремится расширять сотрудничество с партнерами из Китая и популяризировать китайские игры в Малайзии.

Своим мнением также поделился Muhammad Naim Al Amin bin Dato’ Saharudin, возглавляющий Малайзийскую федерацию киберспорта. Он подтвердил, что китайские игры (особенно мобильные) очень хорошо продаются на малайзийском рынке. По статистике, каждый второй житель Малайзии является поклонником игровой индустрии. Миллионы активных игроков приносят отрасли дополнительный доход в размере 500 миллионов долларов в год. Малайзия активно развивает местный киберспорт, сотрудничая с разработчиками, организаторами мероприятий и инвесторами из Китая.

По материалам chinadaily.com.cn