Жители Цяньцзян выступают с драконами сделанными из рисовой соломы
Это время года, когда чтят традиции. Традиция сливается с современностью, а настоящее с прошлым. Яркий пример - танец дракона на фестивале Longtaitou, название которого переводится, как «дракон, поднимающий голову». Фестиваль, знаменующий начало весеннего сезона вспашки, ежегодно приходится на второй день второго месяца китайского лунного календаря.
Обычно для исполнения танца фигуру дракона делают из бамбука, выполняющего роль скелета, который обтягивают тканью. А вот жители города Цяньцзян в провинции Хубэй выступают с драконами, сделанными из рисовой соломы. Они также участвуют в особом танце во время Лунного Нового года и Фестиваля фонариков.
Как легендарное существо в китайской мифологии, дракон символизирует могущество, силу и удачу. Ему поклонялись на протяжении многих поколений. Мифологические короли-драконы способны управлять водой, дождями и наводнениями.
Танец дракона из рисовой соломы восходит еще к династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э). Сегодня только в городском районе Луньвань сохранилась эта традиция, внесенная в список национального нематериального культурного наследия.
80-летний Zhang Jinpan является единственным хранителем традиции национального уровня, а все четверо хранителей городского уровня (в возрасте от 50 до 60 лет) являются его учениками. Когда ему было 15, Zhang Jinpan после окончания начальной школы стал фермером. У своего отца научился делать драконов из рисовой соломы и танцевать с ними. Он посвятил себя популяризации народных ремесел и обучению им других людей. Один из его учеников - хранитель городского уровня Li Guangsheng.
«Танцы драконов раньше были повсеместным увлечением среди людей разных возрастов», - говорит 67-летний Li Guangsheng, работающий слесарем по ремонту машин на кирпичной фабрике. - «Зрители запускали петарды и следовали за драконом, куда бы он ни направлялся. Теперь это больше похоже на общественную деятельность, поскольку наша цель - продвигать нематериальное культурное наследие. Это становится ответственностью».
Когда он был подростком, то с нетерпением ждал возможности увидеть танцы драконов, а когда ему было немногим за 20, то начал участвовать в представлениях.
«Считается, что танцы дракона из рисовой соломы могут изгонять злых духов, предотвращать эпидемии и призывать дождь», - рассказывает Li Guangsheng.
Он вспоминает, что в прошлом, когда медицинская помощь была ограничена, если кто-то заболевал такой инфекционной болезнью, как оспа или корь, местные жители приглашали команду исполнителей танца дракона, в надежде, что их выступление избавит несчастного от болезни.
Сегодня в деревне Лунсинь насчитывается 22 исполнителя, всем им от 50 до 70 лет. Такого количества достаточно, чтобы организовать команду танцоров.
Соломенный дракон состоит из 11, 13 или 15 сегментов, каждый из которых имеет длину около 1,6 метра. Li говорит, что на создание «тела» у шести-семи человек уходит два-три дня. Они сушат рисовую солому на солнце, разрезают ее, берут вязанку, затем натирают, скручивают и наступают на нее, чтобы сделать ее твердой, прежде чем привязать к длинной веревке. Эта процедура повторяется, пока сегмент тела дракона не будет окончен.
«Только искусный мастер может сделать изящную голову и хвост дракона, которые изготавливаются отдельно, а затем соединяются с телом. Освоение такой техники занимает несколько лет», — поясняет Li.
Чтобы сделать голову фантастического существа, мастер осторожно обматывает твердую рисовую солому вокруг палки или шеста, который в дальнейшем будет держать главный исполнитель, и постепенно придает форму. Последний шаг - обвязать голову разноцветными полосками ткани, чтобы черты дракона были более отчетливыми.
В прошлом после трех представлений люди сжигали дракона из рисовой соломы, а жители деревень еще и сжигали ладан и бумагу, напоминающую деньги, в качестве подношений. В настоящее время от этого ритуала постепенно отказываются из-за нехватки свежей рисовой соломы и огромных усилий, требуемых для создания такого дракона.
Guo Qing, бывший заместитель главы сельскохозяйственного бюро Цяньцзяна, говорит, что в 2005 году уровень механизированного сельского хозяйства в городе составлял 70%, а сейчас - около 85%. Комбайн способен более эффективно отделять шелуху от рисовой соломы, сокращая количество соломы. Местные фермеры используют ее для кормления содержащихся у них раков, оставляют в поле в качестве удобрения или продают фабрикам для изготовления бумаги. В результате достать солому для изготовления дракона становится все сложнее.
Осенью Li и его товарищи по команде будут помогать фермерам собирать урожай риса, но они применяют традиционный способ использования серпов, чтобы по-прежнему использовать драгоценную рисовую солому.
«Чтобы хорошо исполнить танец дракона, вам необходимо изучить и развить различные наборы движений. Например, дракон войдет в дом сельского жителя и сделает круг, а затем выйдет», — рассказывает Li. - «Практика ведет к совершенству. Чтобы контролировать голову дракона, нужно много навыков. Вам необходимо держать ее вплотную к лицам зрителей, а иногда использовать и хвост дракона».
Во время вспышки пандемии COVID-19 в прошлом году, когда танцы драконов были приостановлены, он занимался тем, что разрабатывал новые движения.
В ходе Весеннего фестиваля 1988 года Li Guangfu, который в то время возглавлял культурный центр города Луньвань, организовал команду из 13 человек, чтобы подняться вокруг 12-метровой колонны, которая выглядела так, будто дракон обвился вокруг нее.
Когда он скончался в 2007 году, его дочь Li Hong пошла по стопам своего отца, чтобы продвигать народные ремесла, и научилась делать драконов из рисовой соломы. Сегодня она объединяет мастеров, которые учат этим навыкам других жителей деревни, а они, в свою очередь, могут обучать других.
Li Hong говорит, что в городе Луньвань есть девять танцевальных команд с драконами, некоторые из которых были сформированы и обучены совсем недавно, в прошлом году. Возраст участников составляет от 40 до 60 лет.
«Трудно организовать сельских жителей для исполнения танцев дракона из рисовой соломы, так как для этого требуется команда до 22 человек. Иногда мне приходится использовать свои личные отношения с людьми, чтобы убедить их присоединиться к командам танцоров», — сказала Li Hong, заместитель начальника культурного центра Лунваня.
Поскольку женщины часто занимаются сквэр-данс в качестве фитнеса, Li Hong убедила своих коллег танцоров организовать женский танцевальный коллектив дракона. В 2018 и 2019 годах средняя школа Лунваня пригласила мастеров учить школьников исполнять танец дракона два раза в неделю, но занятия были приостановлены в прошлом году из-за вспышки COVID-19.
Li Hong рассказывает, что из-за нехватки средств все члены танцевальных команд драконов выступают, в основном, из любви к народному творчеству. Проблема, однако, в том, что трудно вызвать энтузиазм у молодежи. Она надеется, что больше мастеров этого вида искусства будут зачислены в число носителей нематериального культурного наследия на уровне города. Такое звание дает право на ежегодное пособие, поэтому награда будет побуждать людей следовать традиции.
По материалам chinadaily.com.cn