Тема связи между музыкой и законом обсуждалась еще во времена древних философов. Платон считал, что новые веяния в музыке могут быть опасными для государства, поскольку смена музыкальных предпочтений всегда приводит к обновлению законодательства. Некоторые историки также приписывают Платону изречение о том, что музыка является моральным законом, хотя его авторство в данном случае не подкрепляется неопровержимыми доказательствами. Так или иначе, но точный смысл высказываний Платона остается неясным, хотя он и настаивал на существовании связи между законом и музыкой.

Другим великим философом, описывавшим эту связь, был Конфуций. Для него музыка была тесно переплетена с обрядами, каждый из которых являлся частью гармоничного общества. В «Книге обрядов», повествующей о жизни и учении Конфуция, говорится, что «музыка исходит изнутри, ритуал – снаружи». Соответственно, ритуалы являются внешней основой для управления обществом, а музыка, влияющая на внутренний мир, культивирует гармонию между людьми и небесами. Элегантная и утонченная музыка символизировала мудрого правителя и регулярно звучала на церемониях в императорском дворце. Однако официальные музыкальные направления, изолированные от внешних влияний, были обречены на увядание из-за отсутствия какого-либо развития.

Желтый Колокол

Впервые мысль о музыке, как ключевом элементе управления государством и поддержания гармонии в обществе, озвучил легендарный Желтый император. Согласно преданию, в 2697 году до нашей эры он попросил математика Ling Lun создать систему музыки. Ученый смог определить 12 основных музыкальных тонов (нот), используя бамбуковые флейты разной длины и литые колокола. Самым важным из них был «Желтый Колокол», составлявший основу для всех остальных тонов.

Примечательно, что каждая последующая китайская династия пересчитывала длину бамбуковой трубки Желтого Колокола, чтобы она соответствовала законам Вселенной. Сложности, возникшие в ходе решения этой задачи, оказались настолько масштабными, что один из чиновников предположил рассчитывать длину, исходя из размеров пальцев императора. Эта история пересекается с высказыванием, используемым в сфере общего права, которое сводится к тому, что «справедливость зависит от длины ноги правителя».

Следует отметить, что китайское слово, обозначающее закон (люй), состоит из двух частей. Правый элемент иероглифа символизирует письменность, а левый – способы соблюдения правил письма. Этот же иероглиф присутствует в составе комбинации символов, обозначающих 12 эталонных звуков, которые использовались в древнем Китае. Иными словами, взаимосвязь между законом и музыкой воплощена в самом китайском языке.

Что общего у музыки и закона?

Исследованию общих черт, характерных для музыки и права, посвящены некоторые литературные произведения. Первое сходство между ними касается интерпретации, которая важна для понимания идей композитора и безошибочного толкования законодательного акта, подписанного уполномоченным органом. В каждом случае необходимо определить истинные намерения автора.

Например, в музыке давно ведутся споры о том, следует ли использовать оригинальные инструменты в соответствии со стилем и тональностью, которые существовали на момент написания музыкального произведения. Что касается права, то в материковом Китае долгое время пытались определить, как суды должны толковать законодательство, и какой подход следует при этом применять – буквальный, контекстный или целевой. Не секрет, что подобные проблемы также возникают при расшифровке и интерпретации религиозных текстов.

Вторым сходством между музыкой и правом является процесс исполнения. Красноречивое объяснение этой особенности дал Daniel Kornstein в своей книге «Музыка законов». Он писал, что авторы законов уподобляются композиторам: и те, и другие пишут тексты, требующие интерпретации. Адвокаты и судьи исполняют юридическую музыку. Они изучают тексты конституций и законов, накладывая на них свои собственные интерпретации подобно тому, как музыканты интерпретируют партитуры.

Несомненно, что законодательные акты, как и музыка, выполняют регулирующую функцию, описывая способ их исполнения теми лицами, на которых распространяется действие закона. Таким образом, понятие исполнения можно применять не только к музыке, но и к толкованию закона, регулирующего действия и образ жизни людей.

Есть ли у закона своя музыка?

Музыкальная композиция, как и другие виды искусства, основывается на некоторых правилах. Искусство обычно требует формы, а форма строится по определенным законам, которые менялись на протяжении веков. Например, для классической музыки часто применялась структура «АВА» – изложение, развитие и повторение темы. Хотя строгость форм и правил начала стираться в начале XX века, большая часть современной музыки все еще имеет четкую форму и строится по определенным правилам.

Вопрос, есть ли у закона своя музыка, является по большей части философским. Например, законодательство, регулирующее продажу товаров на аукционах, предусматривает использование молотка, удары которого подтверждают принятие ставок. Звук молотка подтверждает, что решение набирает законную силу. Кроме этого, колокола используются в ходе парламентских заседаний некоторых стран. К примеру, в Австралии колокола звонят как в Палате представителей, так и в Сенате, предупреждая о начале голосования. Обычно двери в зал парламента закрываются примерно через четыре минуты после окончания колокольного звона. Таким образом, использование колоколов имеет юридическую силу в соответствии с действующим конституционным строем. В этом плане они чем-то схожи с легендарным китайским Желтым колоколом.

По материалам law.asia