Топ-12 китайских фильмов и мультфильмов в 2024 году
В 2024 году китайский кинематограф столкнулся с определенными трудностями, но нескольким фильмам все же удалось привлечь внимание зрителей и критиков и стать успешными проектами с точки зрения коммерции. Если проанализировать тенденции, можно отметить, что растущая конкуренция со стороны альтернативных жанров развлекательного контента (в частности, микро-драм) привела к падению кассовых сборов примерно на 20% по сравнению с 2023 годом.
Популярными периодами для релизов традиционно являются Лунный Новый год, летние месяцы и Национальный день Китая. Обычно в это время конкуренция между фильмами обостряется, но 2024 год стал исключением, поскольку рынок продемонстрировал резкий спад. Зарубежные фильмы также стали менее востребованными, и «Годзилла и Конг: Новая империя» стала единственной кинолентой, попавшей в топ-10 китайского проката с кассовыми сборами в 956 миллионов юаней (около 130 миллионов долларов США).
Пекинское издание The World of Chinese (TWOC) составило подборку фильмов 2024 года, которые можно назвать успешными. Некоторые из них освещают такие темы, как нерассказанная история Второй мировой войны, проблемы детского психического здоровья и пробелы в воспитании детей, которые передаются из поколения в поколение.
«Ее история» («Her Story»)
«Ее история» – комедия о повседневных трудностях двух женщин, снятая Shao Yihui, которая в 2021 году выступила в роли режиссера романтической ленты «Миф любви». Wang Tiemei (Song Jia) – мать-одиночка, которая после развода переезжает в свой новый дом вместе со своей 9-летней дочерью. Они знакомятся со своей соседкой Xiao Ye (Zhong Chuxi), излучающей оптимизм. Две совершенно разные женщины справляются с хаосом, возникшим из-за семейных неурядиц, и помогают друг другу преодолеть боль и трудности.
Фильм получил высокую оценку за проницательное изображение несовершенной, но искренней женской дружбы, а его рейтинг на крупнейшей китайской платформе рецензий Douban составил рекордные 9,1 из 10 баллов. Ленту также сравнивали с комедией «Барби» за едкий, но ироничный взгляд на современные представления о женственности.
«Как перекати-поле» («Like a Rolling Stone»)
Драма «Как перекати-поле» основана на реальной истории 56-летней женщины Su Min, которая сбегает от семейного насилия и в одиночку отправляется в путешествие по Китаю. Сюжет строится вокруг Li Hong (Yong Mei), которая не решается реализовать свои мечты о путешествиях и посвящает 30 лет жизни мужу, дочери и внукам, после чего уезжает из тесной квартиры.
Китайское название фильма, которое переводится как «Решимость уйти», точно передает идею режиссера, поскольку большая часть фильма повествует о подготовке главной героини к окончательному решению. Многие зрители в отзывах отмечали, что узнали в образе Li своих матерей и бабушек. Кинолента затрагивает проблемы поколений китайских женщин, которые игнорируют потребности, чувства и желания, жертвуя собой ради семьи.
«Радиоактивные осадки» («Cesium Fallout»)
Фильм «Радиоактивные осадки», снятый известным гонконгским режиссером Anthony Pun, рассказывает о внезапной утечке радиоактивного материала на заводе по переработке отходов, который в течение суток может распространиться по всему Гонконгу. Эксперт по окружающей среде Fan Weili (Andy Lau) и исполняющая обязанности генерального директора Cecilia Wong (Karen Mok) пытаются разобраться в событиях, связанных с импортом опасных отходов в мегаполис.
История основана на новостном репортаже 2016 года, когда американский эксперт по окружающей среде обнаружил, что в Гонконге зафиксирован сброс большого количества отходов неизвестного происхождения, однако полноценное расследование так и не было проведено. Несмотря на трудности, с которыми в последние годы столкнулось гонконгское кино, фильм был отмечен за спецэффекты и выдающуюся игру актеров. К концу 2024 года он собрал в прокате более 290 миллионов юаней (порядка 40 миллионов долларов).
«Затопление лайнера «Lisbon Maru» («The Sinking of the «Lisbon Maru»)
Документальный фильм режиссера Fang Li раскрывает историю «корабля смерти» времен Второй мировой войны. В октябре 1942 года японское судно «Lisbon Maru», перевозившее более 1800 британских военнопленных, было атаковано американской подводной лодкой недалеко от островов Чжоушань у побережья провинции Чжэцзян.
Несмотря на огромную опасность, местные рыбаки рисковали своими жизнями, чтобы спасти 384 утопающих. Создатели фильма изучили судьбы ключевых участников катастрофы и их потомков из Великобритании, США, Японии и Китая. Лента с рейтингом 9,3/10 на Douban и кассовыми сборами, превышающими 47 миллионов юаней (около 6,5 миллиона долларов), стала самым кассовым отечественным документальным фильмом за последние пять лет. Он мог претендовать на премию «Оскар», но в конечном итоге Американская киноакадемия признала его несоответствующим конкурсным требованиям.
«Белая Змея: Жизнь на воде» («White Snake: Afloat»)
Этот мультфильм является последней частью трилогии «Белая змея» студии Light Chaser Animation. Основанный на китайской народной сказке «Легенда о Белой змее», сюжет рассказывает историю любви между главным героем и переродившейся в девушку белой змеей. Авторы анимационной ленты с помощью передовых технологий сумели создать уникальную стилистику, однако критики обратили внимание на отсутствие новизны в повествовании. Несмотря на наличие достаточно большого количества положительных отзывов, кассовые сборы едва превысили 300 миллионов юаней (41 миллион долларов), что гораздо меньше выручки от проката двух предыдущих частей.
«Преемник» («Successor»)
«Преемник» стал комедийным хитом лета и занял второе место в рейтинге самых кассовых фильмов 2024 года (сборы превысили 3,3 миллиарда юаней – 450 миллионов долларов). Режиссеры Yan Fei и Peng Damo уже сотрудничали во время съемок комедий «Прощай, мистер неудачник» (2015) и «Привет, мистер миллиардер» (2018). Актеры Shen Teng и Ma Li играют богатых родителей, которые сделали выводы из пробелов в воспитании первого сына и решили создать для второго ребенка атмосферу крайней нищеты, чтобы закалить его характер. Особый стиль воспитания, показанный в фильме, одновременно вызывает улыбки и негодование зрителей.
«Место молчания» («A Place Called Silence»)
Криминальный триллер, снятый малазийским режиссером Sam Quah, рассказывает о школьном буллинге, в результате которого погибает старшеклассница. После этого преступники становятся жертвами серийного убийцы. Фильм стал неожиданным хитом в прокате с кассовыми сборами более 1,3 миллиарда юаней (177,5 миллиона долларов).
Среди предыдущих работ Sam Quah можно отметить фильм 2019 года «Овцы без пастуха». В ремейке индийского триллера «Дришьям» показана история семьи, пытающейся избежать ответственности перед законом после совершения преступления. Фильм «Место молчания», отличающийся захватывающим и напряженным сюжетом, поднимает тему сложных социальных проблем.
«Черный пес» («Black Dog»)
Премьерный показ фильма «Черный пес» состоялся в мае на Каннском кинофестивале, где он получил приз «Особый взгляд». Трогательная лента посвящена истории Er Lang (Eddie Peng), который освободился из тюрьмы и вернулся в родной город. Из-за предрассудков и дискриминации ему приходится зарабатывать на жизнь, отлавливая бродячих собак перед проведением Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Главный герой спасает бродячую собаку черного окраса, после чего в сюжете возникают новые повороты. Режиссер фильма Guan Hu, являющийся представителем шестого поколения китайских режиссеров, известен черным юмором, а также повышенным вниманием к маргинализированным персонажам и сюжетам о социальной несправедливости.
«Унесенные лодкой» («Gone with the Boat»)
У Zhou Jin (Ge Zhaomei) обнаружили опухоль мозга, и двое ее детей возвращаются в деревню, чтобы ухаживать за матерью. Дочь настаивает на немедленном лечении, а сын считает, что они должны уважать желание своей матери отказаться от медицинской помощи. Дебютный фильм режиссера Chen Xiaoyu изображает едва заметные, но глубокие противоречия между поколениями и ежедневные трудности с помощью диалогов.
Кинолента, отмеченная за откровенность и проницательность, была номинирована на премию «Лучший повествовательный полнометражный фильм» на 17-м Международном кинофестивале FIRST и одержала победу в номинации «Лучший сценарий» на 25-м Шанхайском международном кинофестивале.
«Время все еще переворачивает страницы» («Time Still Turns the Pages»)
Учитель средней школы мистер Zheng (Chun-Yip Lo) обнаруживает в своем классе анонимную предсмертную записку. Помимо попыток предотвратить трагедию, он сталкивается с собственными проблемами – разводом и надвигающейся смертью неизлечимо больного отца. Чем глубже главный герой погружается в жизнь своих учеников, тем чаще в его памяти всплывают воспоминания о собственном детстве – жестокости отца, равнодушии матери и страданиях брата. Демонстрируя потери и травмы, фильм проливает свет на проблемы психического здоровья детей, которые часто игнорируются взрослыми. Эта захватывающая драма была номинирована на несколько кинематографических наград, в том числе «Golden Horse Awards» и «Hong Kong Film Awards».
«Свинья, змея и голубь» («The Pig, the Snake and the Pigeon»)
После смерти бабушки, своей последней родственницы, находящийся в розыске преступник Chen Guilin узнает, что у него последняя стадия рака легких. Главный герой хочет искупить вину за свое прошлое и сдаться властям, однако впоследствии меняет свое решение. Оказывается, что он является всего лишь третьим в списке нарушителей закона, преследуемых полицией. Chen отправляется на поиски двух других преступников, чтобы самостоятельно восстановить торжество правосудия.
Критики высоко оценили игру исполнителя роли жестокого мстителя Ethan Juan, более известного по тайваньским романтическим драмам. Кинолента стала одним из лидеров мартовского проката и вторым самым кассовым фильмом тайваньского производства, показанным на материковом Китае (выручка превысила 665 миллионов юаней или 91 миллион долларов).
«Живешь только раз» («YOLO»)
Китайская адаптация японской драмы 2014 года «Любовь за 100 йен» рассказывает о Du Leying, безработной женщине с лишним весом. Она много лет живет с родителями без каких-либо перспектив, но затем кардинально меняет свою судьбу благодаря боксу. Лента, в которой Jia Ling выступила в роли режиссера, одного из сценаристов и исполнительницы главной роли, вышла на экраны во время празднования Нового года по лунному календарю и стала самым кассовым фильмом 2024 года (более 3,4 миллиарда юаней – 464 миллиона долларов). Особое внимание зрителей было приковано именно к Jia, которая похудела на 50 килограммов для своей роли.
По материалам theworldofchinese.com