Guo Yujing не садилась за пианино в течение двух последних лет. Такой перерыв был бы немыслимым, когда она училась играть на этом музыкальном инструменте с 5 до 15 лет. В то время Guo занималась не менее двух часов в день. Когда приближался экзамен, она провела весь день за пианино.
Так продолжалось до 2010 года, когда девушка сдала экзамен за 10 класс, самый высокий уровень для учеников. Успешная сдача экзамена является достижением в глазах многих родителей, а также показателем того, что теперь их дети могут приостановить обучение игре на фортепиано, которое часто не вызывает у них энтузиазма.
Учеба в школе стала забирать больше времени, после того, как Guo пошла в 9 класс. Она уже редко садилась за пианино и этот инструмент пылился в углу их дома в городе Уси в провинции Цзянсу.
Сегодня ей уже 24 года, скоро она закончит аспирантуру и проходит стажировку в компании по производству видеоигр в Шанхае. Теперь Guo Yujing видит пианино лишь тогда, когда приходит в гости к родителям.
Статистические данные Китайской ассоциации музыкантов показывают, что количество детей, обучающихся игре на фортепиано, в 2016 году превысило 30 миллионов, и с тех пор эта цифра ежегодно увеличивается на 10%. Виртуальные классы, появившиеся в последнее время, способствуют популярности фортепиано.
Несмотря на рост числа студентов, согласно отчетам музыкальной индустрии, около 10% учащихся, родившихся в 1990-х годах, редко прикасались к инструменту после сдачи всех экзаменов. Guo Yujing входит в их число.
В 1990-х годах Zhou Haihong, тогдашний заместитель директора Центральной музыкальной консерватории в Пекине, провел опрос 1000 родителей. Почти все заявили, что отправляли своих детей учиться игре на фортепиано, потому что считали, что это может способствовать интеллектуальному развитию ребенка. Сам Zhou заявил, что не обнаружено убедительных доказательств общепринятого мнения о том, что существует взаимосвязь между игрой на фортепиано и интеллектуальным развитием детей.
Однако почти три десятилетия спустя Liao Yi, учительница пения и музыки в художественном учебном центре в Пекине, обнаружила, что одержимость родителей повышением умственных способностей своих детей по-прежнему играет ключевую роль в их желании отправить ребенка в музыкальную школу. При том, что обучение является достаточно дорогостоящим и продолжительным.
37-летняя учительница, которая с 7 лет играет на фортепиано, часто получает приглашения от родителей учить их детей.
«Когда я спрашиваю их, почему они хотят, чтобы сын или дочь учился играть на фортепиано и нравится ли это ребенку, они отвечают, что понятия не имеют, но слышали, что занятия на пианино полезны для развития детей», – говорит Liao Yi.
Liu Bingru записала свою дочь на курсы фортепиано два года назад, отчасти потому, что тогдашняя шестилетняя ученица начальной школы плохо разбиралась в математике, особенно в арифметике.
«Я слышала, что игра на пианино может немного помочь, поскольку она развивает детский мозг, тренируя пальцы», - сказала женщина.
Теперь, два года спустя, она рада обнаружить, что у девочки улучшаются и музыкальные, и математические навыки.
«Неожиданный результат состоит в том, что всякий раз, когда дочка сталкивается с трудной математической задачей, я могу научить ее думать с помощью клавиш пианино», – рассказывает Liu Bingru. – «Рассматривая числа как звукоряд, она быстро находит ответ».
Опыт Guo Yujing был схожим. В качестве внеклассных занятий она могла выбрать шахматы или фортепиано. И хотя шахматы привлекали ее намного больше, ее мать сделала выбор за свою дочку.
«Она считала, что игра на пианино элегантна и больше подходит для девочек», – вспоминает девушка. – «Кроме того, мать хотела, чтобы я овладела практическими навыками на тот случай, если не смогу найти достойную работу, когда вырасту. В таком случае, думала она, я смогу, по крайней мере, зарабатывать на жизнь, обучая других».
В то время, как некоторые родители, возможно, планировали поощрять своих детей стать профессиональными пианистами, на самом деле очень немногие ученики становятся профессионалами. Только около 5% китайских детей, которые учатся играть на музыкальном инструменте в детстве, во взрослом возрасте делают карьеру музыканта или преподавателя.
Liao Yi поясняет, что для того, чтобы стать профессиональным пианистом, требуется большой талант, но очень немногие дети обладают такими глубокими природными способностями. По ее словам, талант проявляется во многих отношениях – в способности управлять своими пальцами, быстро читать музыкальные партитуры, подбирать на слух ноты.
«Различия между людьми в каждом аспекте могут быть очень большими, и только те, кто преуспевает почти во всех этих вещах, преодолеют порог, необходимый для того, чтобы сделать профессиональную карьеру», – подчеркивает учительница. – «Кроме того, чтобы стать профессиональным пианистом, вы должны пройти через годы монотонных и скучных тренировок и практики».
Gao Jie, 24-летняя учительница музыки в средней школе в Хэфэе в провинции Аньхой, рассказывает, что она никогда бы не избрала эту профессию, если бы не двое ее наставников. Один из них был ее учителем музыки в начальной школе, который обнаружил, что она единственная в классе, кто может в точности спеть услышанную мелодию, что указывало на абсолютный слух. По рекомендации этого учителя она начала учиться игре на фортепиано. Вторым был преподаватель по игре на фортепиано, который поощрял ее продолжать учиться и практиковаться после того, как она пошла в среднюю школу.
Для многих игра на пианино – просто хобби и способ развлечься. Huang Xiaoman из Дунгуаня в провинции Гуандун, упорно училась играть на фортепиано в течение 10 лет. Когда она сдала последний экзамен по игре на пианино в возрасте 15 лет, она решила, что теперь, наконец, свободна, потому что десятилетие, когда мать заставляла ее заниматься, осталось позади.
Она была счастлива держаться подальше от инструмента. Однако однажды в старшей школе девушка почувствовала сильнейшую усталость от учебы и захотела снять стресс, играя на пианино.
«Это был момент, когда я поняла, что занятия, которые так не нравились мне в детстве, на самом деле не были потраченным впустую временем. Я не предполагала, что игра на пианино станет моим способом расслабиться и найти комфорт», – рассказывает 22-летняя аспирантка, специализирующаяся на синхронном переводе.
С тех пор Huang Xiaoman стала играть исключительно для развлечения. Она сотни раз репетировала «Свадебный марш» в надежде когда-нибудь выступить на свадьбе кого-то из родственников. Она также попыталась сыграть саундтреки к популярным сериалам, которые ей нравились.
«Пианино стало для меня другом, который всегда рядом. С его помощью я могу найти утешение, когда мне это нужно», – говорит девушка.
По материалам asiaone.com