С 2020 года, когда китайская компания MiHoYo выпустила приключенческую онлайн-игру Genshin Impact, в игровой индустрии произошел необратимый сдвиг, касающийся отношения к мобильным играм. Безусловно, достойные бесплатные мобильные игры выпускались и раньше, но Genshin Impact вывела это направление на новый уровень. Можно сказать, что ее выход ознаменовал собой установление неофициального стандарта, на который могут ориентироваться разработчики бесплатных мобильных игр. Этот стандарт включает следующие аспекты:

  • соответствие требованиям AAA (высокобюджетных компьютерных игр);
  • открытый игровой мир, доступный для исследования;
  • тщательно продуманный сюжет;
  • реалистичная графика;
  • возможность достичь прогресса разными способами (а не только за счет гринда, то есть циклически повторяющегося набора действий);
  • элементы гача (возможность потратить виртуальные или реальные средства для приобретения предметов, предоставляющих игроку дополнительные выгоды и преимущества).

Можно утверждать, что в Genshin Impact присутствуют все компоненты полноценной игры AAA, причем разработчики применили беспрецедентный подход и выпустили релизы под разные платформы: ПК, мобильные устройства (iOS и Android), а также PS4 и PS5. В результате количество поклонников игры во всем мире выросло по меньшей мере до 60 миллионов человек. Не изменяя своим принципам, компания MiHoYo выпустила ряд других амбициозных игр, среди которых можно выделить Honkai: Star Rail (2023 год) и Zenless Zone Zero (2024 год).

Все больше китайских студий, принимающих во внимание успехи своих коллег по цеху, выбирают аналогичный вектор развития. В качестве примера можно привести ролевую игру с открытым миром Wuthering Waves, разработанную компанией Kuro Games. Она вышла в мае 2024 года и на момент релиза насчитывала более 30 миллионов зарегистрированных игроков. Не менее популярным (даже с учетом стадии разработки) считается ролевой экшн Neverness to Everness от студии Hotta Studio из Сучжоу, известной по игре «новой волны» Tower of Fantasy. В 13-минутном трейлере демонстрируется игровой мир, сочетающий фантастические элементы с японской футуристической эстетикой, киберпанком и геймплеем, который стал привычным еще со времен выпуска GTA и Persona.

Перечисленные высококонкурентные продукты вынуждают разработчиков платных консольных игр пересматривать свои стратегии, поскольку все меньше геймеров готовы платить за них по несколько десятков долларов США (в среднем). Подход, применяемый создателями бесплатных китайских игр, позволяет добиваться расширения аудитории, причем часть пользователей готовы к переходу с ПК и консолей на мобильные устройства. Окончательные выводы о результатах применения этой стратегии можно будет сделать несколько позже по мере обновления глобальной статистики количества игроков в рамках всей отрасли.

Скорость разработки в Китае

Словосочетание «скорость в Китае» стало популярной поговоркой, объясняющей, насколько стремительно здесь происходят изменения в различных сферах. Новые идеи, методы производства и дистрибуции могут быть внедрены буквально за одну ночь, что дает китайским брендам дополнительные преимущества по сравнению с иностранными торговыми марками. Описанные принципы работают и в игровой индустрии, где наблюдается достаточно высокая конкуренция. Пока разработчики за пределами Китая тратят время на исследования социально-культурных и других аспектов, а также на дискуссии, отнимающие драгоценное время, в Поднебесной действует простой принцип: просто сделай это, не откладывая, прямо сейчас.

Что касается конкретных сроков, то китайские игровые компании способны запустить новый продукт класса AAA в течение года после начала разработки. В других странах на это уходит по меньшей мере два-три года. Секрет успеха Китая кроется не только в трудолюбии местных разработчиков, но также в использовании всех доступных инструментов и технологий, которые помогают в той или иной мере оптимизировать процесс.

Если обнаруживаются какие-либо алгоритмы, которые могут ускорить работу над созданием новой игры или сделать ее более эффективной, китайские разработчики охотно берут их на вооружение. Отдельного внимания заслуживают принципы управления, которые являются залогом высокой производительности труда в китайских корпорациях. Каждый сотрудник на своем месте обладает всеми необходимыми ресурсами для достижения ожидаемого результата, и это существенно облегчает рабочий процесс.

Кризис идентичности

Наряду с успехами, нельзя не упомянуть о проблемах, наблюдаемых в индустрии китайских игр «новой волны». К примеру, большинство ролевых игр с открытым миром очень схожи между собой и с точки зрения графики напоминают аниме. Эту особенность нельзя расценивать как безоговорочное преимущество или недостаток игр. Однако многолетние традиции в игровой сфере привели к культивированию шаблонных стилей, в которые пока не удается внести существенное разнообразие. Таким образом, у любых игр может возникнуть кризис идентичности, когда аудитории становится сложно различать их между собой.

Несомненно, каждая игра находит своих поклонников, но вполне возможно, что эффекты «застоя» и быстрого насыщения могут сыграть отрицательную роль. Положительным моментом для китайских игр является успешная конкуренция с японскими продуктами, которые понемногу сдают свои позиции. Если разработчикам из Поднебесной удастся адаптироваться к запросам аудитории и разнообразить свои предложения, это даст дополнительный импульс, необходимый для поддержания положительной рыночной динамики. Независимо от дальнейшего развития событий, китайские компании, представляющие игровую индустрию, за последние несколько лет продемонстрировали, как можно удерживать лидерство за счет удачного сочетания скорости и качества.

По материалам gamesindustry.biz