«Дунхуа» в переводе с китайского означает «анимация». Этот уникальный жанр искусства постепенно оживает и возрождается после долгих десятилетий застоя. На современную стилистику дунхуа очень сильно повлияло японское аниме, с которым дунхуа не выдерживало конкуренции в течение многих лет. Неудивительно, что зрители американского, европейского и других континентов часто путают эти понятия. История китайской анимации берет начало в 1920-х годах, когда создавались первые самобытные дунхуа, которые, к сожалению, были безвозвратно утеряны. Остановимся на знаковых и наиболее известных анимационных фильмах, символизирующих разные вехи развития дунхуа.

Нэчжа побеждает Царя драконов (1979)

Нэчжа – божество-воин из китайской мифологии, появившееся на свет из цветка лотоса. Обладая уникальными способностями, Нэчжа убивает Ао Бина, сына Восточного Короля Драконов, который разрушал жизнь мирных жителей и причинял им множество страданий. Главный герой приносит себя в жертву во имя спасения всего народа и после тяжелых испытаний одерживает победу над драконами. В оригинальной адаптации фольклорной истории прослеживается проблематика тяжелых последствий Культурной революции, противостояния ее авторитетам, идеологических и эмоциональных потрясений, которые пришлось пережить китайцам. Внимание зрителей привлекает оригинальное музыкальное сопровождение драматических сцен в исполнении пекинского оперного ансамбля, а также преувеличенные пропорции и движения персонажей.

Легенда о Нэчжа (2003)

Популярный герой возвращается на экран в истории, охватывающей не только оригинальный сюжет, но и его исторический контекст. Здесь на первый план снова выходит тема свержения деспота. При разработке визуальных эффектов были заимствованы некоторые диснеевские образы и стилистика аниме. В дунхуа преобладают широкие линии и персонажи с большими, выразительными глазами, а его финальная музыкальная тема приобрела достаточно широкую популярность. Примечательно, что анимационные картины тех лет не адаптировались для зарубежных показов и распространялись преимущественно через анклавы китайской диаспоры.

Король Обезьян: Возвращение героя (2015)

Бюджет для дунхуа, в котором рассказывается еще об одном персонаже китайского фольклора, формировался при помощи краудфандинга. Сюжет не повторил повествование народной сказки, а стал ее широким переосмыслением. В ленте присутствует знакомая китайская музыка, а также стилизованные пейзажи и преувеличенные пропорции. Визуальные эффекты удачно дополняются компьютерной анимацией, которая пришлась по душе многим зрителям. Кассовые сборы «Короля Обезьян» вдвое превысили себестоимость фильма, что стало рекордным показателем для китайской анимации. Позднее этот рекорд был побит такими популярными лентами как «Зверополис» и «Кунг-фу Панда 3».

Большая рыба и Бегония (2016)

Полнометражное фэнтезийное дунхуа, сумевшее превзойти кассовый успех предыдущей истории и завоевать популярность у англоязычной аудитории, рассказывает о Чуне, девушке-духе, представшей в образе дельфина. Юноша, спасая дельфина, запутавшегося в рыболовных сетях, тонет в морской пучине. Чунь, испытывая вину за гибель своего спасителя, отправляется на поиски его души в загробном мире. Сюжетные линии обращают внимание зрителей на вопросы экзистенциализма, реинкарнации, взаимоотношений между социумом и природой, которые преподносятся в тщательно продуманной эстетической плоскости. Интересно, что «Крупная рыба», главная музыкальная тема дунхуа, завоевавшая несколько наград, принесла популярность китайскому исполнителю Zhou Shen.

Мастер темного пути (2018)

Дунхуа создано по одноименному роману китайского инди-автора Mo Xiang Tong Xiu. Сериал рассказывает о вымышленном мире, похожем на средневековый Китай, в котором самосовершенствование является ключом к достижению бессмертия. Главный герой отклоняется от светлого пути и переходит на сторону зла. Дунхуа, отличающееся оригинальной сюжетной линией, получило немало восторженных отзывов и завоевало несколько наград. Спустя год на основе сериала была снята кинодрама «Неприрученные», доступная на YouTube и Netflix.

Нэчжа (2019)

В этот раз Нэчжа предстает перед зрителями в образе изгоя общества: его единственным другом является Ао Бин, которого он убивает в оригинальном тексте. Преувеличенные черты лица главного героя отражают стили, позаимствованные из китайских скульптур и картин. Пребывая в социальной изоляции, он чем-то напоминает таких цифровых «монстров», как Шрек. Сюжет может восприниматься как история о борьбе с судьбой и стереотипами, которые нам навязывают старшие поколения. Повествование, затрагивающее подобные проблемы, особенно остро воспринимается миллениалами, которые выбирают свободу и путешествия вместо того, чтобы идти на поводу у родителей и создавать семьи в «приемлемом» возрасте. Авторы ленты попытались отойти от подражаний японским и американским анимационным традициям, и похоже, что им это удалось. Необходимо отметить, что это дунхуа, заставляющее нас задуматься о необходимости примирения старого с новым, нашло отклик в китайских диаспорах разных стран. В частности, на выставке Anime NYC в 2021 году были представлены репродукции с изображением Нэчжи и Ао Бина.

Дунхуа – это не аниме

Как уже упоминалось, дунхуа очень долго находилось в тени аниме, а китайские художники отдавали предпочтение аутсорсингу для японских компаний, которые предлагали более привлекательные условия для сотрудничества, чем местные студии. В середине 2000-х годов с бурным развитием интернет-ресурсов в Китае началось активное распространение любительской анимации. Примечательно, что местное законодательство предусматривало выделение достаточного количества эфирного времени для отечественного дунхуа. По мере роста китайской экономики появилась возможность финансировать это направление на постоянной основе. Одним из благоприятных факторов для развития дунхуа стало наличие в стране достаточно большого числа художников, которые получили богатый профессиональный опыт за счет многолетнего аутсорсинга в сфере аниме.

Авторы современных дунхуа регулярно используют исторические подтексты, чтобы рассказать о темах и проблемах, которые больше всего волнуют и беспокоят китайцев. Несмотря на то, что это направление искусства тесно связано с аниме, оно является абсолютно уникальным в своем роде. Интересно, что многие китайцы, живущие в Поднебесной и других странах, до сих пор черпают вдохновение из японской анимации. Тем не менее, дунхуа является предметом их гордости и национальной формой анимированного повествования.

По материалам polygon.com