Первые китайские комиксы в виде детских книжек с картинками появились во времена династии Цин (1616-1911), а массовую популярность это направление приобрело в эпоху республики (1912-1949). В 1990-х годах в Китае появились «Новые комиксы» с трехмерными рисунками для подростков и взрослых. Одним из самых популярных изданий тех лет считался журнал комиксов Cartoon King, издаваемый Шанхайской анимационной студией. Он дал старт карьере первых китайских художников-аниматоров и сформировал целую армию преданных почитателей оригинального вида искусства.

Спад популярности классических комиксов

В 2000-х годах традиционные комиксы постепенно были вытеснены корейскими телесериалами и интернет-контентом, поэтому в конце 2008 года издательство Cartoon King, ставшее к тому времени убыточным, прекратило свою деятельность. Аналогичная участь постигла большинство китайских юмористических журналов: с 1990-х по 2010-е годы в Китае насчитывалось более 70 специализированных изданий, но лишь немногим из них удалось остаться на плаву по прошествии нескольких десятилетий. На фоне упадка классических комиксов лидерами анимационной индустрии в Китае стали онлайн-комиксы, распространяемые через популярные приложения:

  • Tencent Comic;
  • Kuaikan;
  • Bilibili Comics и другие.

К примеру, в 2021 году на платформе Kuaikan было зарегистрировано более 340 миллионов пользователей, причем 90% из них являлись представителями поколения Z. Часть комиксов Kuaikan можно скачать бесплатно, а некоторые доступны только по подписке. Средняя частота обновлений комиксов нового формата составляет от одной до двух недель, причем читателям больше не нужно посещать почтовые отделения и уточнять, когда придет следующий выпуск Cartoon King.

Конвейерное творчество

Если говорить об особенностях современных китайских комиксов, можно отметить, что публикуемому контенту не хватает оригинальности, свойственной ранним изданиям. Даже в самых популярных комиксах, собирающих миллионные аудитории, присутствуют предсказуемые шаблонные сюжеты со скучными персонажами и традиционной счастливой концовкой. Причина состоит в том, что компании, монополизировавшие индустрию и вытеснившие с рынка независимых издателей, ориентируются не на сюжетное разнообразие, а на скоростное конвейерное производство.

Художники, работающие в крупных студиях, в среднем зарабатывают от 200 до 300 юаней за опубликованную страницу комикса или 12-18 тысяч юаней в месяц за 60 страниц. Для того, чтобы поддерживать такой темп и выполнять все требования издателей, приходится жертвовать творческой составляющей. Более того, у некоторых аниматоров, привыкших работать сверхурочно, со временем возникают достаточно серьезные проблемы со здоровьем.

Одним из препятствий для создания оригинальных комиксов является жесткая редакторская политика изданий, которые выдвигают к авторам множество требований. Несмотря на то, что у художников есть возможность публиковать свои работы в первозданном виде на платформе микроблогов Weibo и других аналогичных сервисах, это не позволяет им выйти на стабильный доход. Соответственно, авторы вынуждены и дальше растрачивать свой потенциал на малоинтересные проекты, испытывая дефицит времени для настоящего творчества.

Расцвет и кризис индустрии

В истории китайских приложений для создания комиксов стоит выделить период с 2012 по 2015 год, когда индустрия подпитывалась внушительными инвестициями. Примером успешного проекта по созданию комиксов на основе анимационного фильма является адаптация комедии «Сто тысяч плохих шуток», появившейся в прокате в конце 2014 года. Китайская платформа Youyaoqi, заполучившая права на публикацию серии онлайн-комиксов, созданных по мотивам анимационной ленты, сумела заработать на них более одного миллиарда юаней.

Как только в индустрию хлынули денежные потоки, платформы стали конкурировать между собой за право сотрудничать с художниками-экспериментаторами, что вылилось в множество самобытных работ. Так, поклонники до сих пор находятся под впечатлением от серии исторических комиксов «Клинки хранителей», которая была впервые опубликована в 2015 году. Приключения мастера боевых искусств Dao Ma и его маленького спутника привлекают интригующим повествованием, тщательной проработкой персонажей и уникальным, немного грубоватым художественным стилем. Анимационный сериал, созданный по мотивам комиксов, получил множество наград.

С конца 2010-х годов в отрасли наметился спад инвестиций и обострение конкуренции, что повлекло закрытие нескольких издательств. Кроме этого, с 2015 года Министерство культуры и туризма начало публиковать так называемые «черные списки» комиксов и анимационных работ, которые, по мнению чиновников, содержат сцены насилия непристойные материалы. В результате десяткам компаний ежегодно выписываются штрафы, а некоторые из сайтов закрываются за публикацию «вредного контента» или работу без издательской лицензии. Проблемы, с которыми столкнулась некогда процветавшая платформа Youyaoqi, привели к тому, что в 2021 году она перешла в собственность компании Bilibili Comics. Игроки рынка, сумевшие пережить кризис, довольно быстро переориентировались на стратегию публикации однотипного контента.

Зарубежные публикации

Некоторые авторы комиксов, сталкивающиеся со сложностями на родине, находят возможности для публикации своих работ за пределами Китая. Так, независимый парижский журнал комиксов Papayep в сотрудничестве с китайской сетью книжных магазинов OWSpace в мае 2023 года выпустил сборник комиксов китайских и французских авторов «Countryside». Интересно, что в сюжетах многих художников нашлось место для освещения проблем, с которыми сталкиваются жители их родных городов. В этом контексте нельзя не упомянуть о международном успехе комикса «Ночной автобус», созданного китайским художником Zuo Ma и опубликованного сначала в Италии в 2017 году, а затем во Франции, США и, наконец, в Китае. Сюжет произведения повествует о фантастическом путешествии молодой женщины в родной город.

Несмотря на бурное развитие сферы онлайн-комиксов в Китае, большинству из них не удается воссоздать магию, окутывавшую едва ли не каждый выпуск журнала Cartoon King. В эпоху появления большого количества новых видов развлечений захватывающие истории, прочитанные в детстве, остаются той невидимой нитью, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее.

По материалам theworldofchinese.com