Китайцы уже второй раз за месяц обвиняют модный дом Dior в заимствовании культурных традиций. Речь идет об использованных в коллекции Осень-Зима 2022 фирменных принтах под названием Jardin d’Hiver. В китайских соцсетях считают, что «цветочные мотивы на новых нарядах и аксессуарах от Dior, сильно напоминают традиционный китайский стиль живописи». Модный дом же на своем официальном сайте описывает новый принт как «поэтичную экзотическую интерпретацию настенных орнаментов господина Диора».
На фоне недавнего скандала вокруг юбки от Dior, которую в китайских соцсетях сочли точной копией традиционной одежды эпохи Мин, новые обвинения в плагиате еще больше подрывают имидж бренда в Китае. А отсутствие каких-либо официальных комментариев со стороны модного дома только усугубляет ситуацию. Пользователи одной из самых популярных китайских соцсетей Weibo даже создали специальный хэштег, обвиняющий Dior в плагиате – #NewDiorProductsAllegedlyCopyingChineseFlowerandBirdPatterns (Dior полностью копирует китайский традиционный цветочный узор). И на сегодняшний день он уже набрал 3,5 миллиона просмотров. Но это еще не самое страшное. Разъяренные пользователи атакуют свежие публикации Dior в Instagram комментариями с требованиями извиниться.
Такая резкая реакция на заимствование китайских культурных традиций наблюдается не только в сети. В июле группа из 50 китайских студентов вышла на протест к магазину Dior в Париже. После этого хэштег, посвященный протесту #ChineseStudentsinParisProtestAgainstDiorCulturalAppropriation (Протест китайских студентов в Париже против Dior) набрал более 440 миллионов просмотров на Weibo.
Данной протестной акции как раз и предшествовала презентация коллекции Осень-Зима 2022, в которой впервые была представлена плиссированная юбка средней длины. Официальные СМИ, такие как Global Times и People's Daily, наряду с социальными сетями, подвергли критике модный дом, обвинив его в культурном присвоении дизайна китайского традиционного наряда эпохи Мин, известного под названием мамяньцюнь (mǎmiànqún). В дословном переводе это означает «юбка в форме лошадиной морды». Ее шьют из четырех отдельных кусков материи, которые внахлест перекрывают друг друга. При этом по бокам полы зашивают в складку, а спереди и сзади крой оставляют прямым. Таким образом, вид спереди со складками по бокам и ровной полой посередине напоминает лошадиную морду, что и является отличительной чертой данного наряда. Дизайн юбки от Dior полностью повторяет классический женский наряд эпохи Мин, что и вызвало негодование в китайских соцсетях. Хэштег #Dior plagiarism (плагиат от Dior) на сегодняшний день набрал более 20 миллионов просмотров на Weibo. Однако модный дом до сих пор никак не отреагировал на критику и даже закрыл комментарии к своим последним публикациям в китайской соцсети. Очевидно, что молчание в данном случае работает против модного бренда.
На самом деле Dior хорошо знаком с нюансами китайской культуры и уже имеет богатый опыт внедрения своих продуктов на китайском рынке. Речь идет об успешной практике виртуальных модных показов в китайской метавселенной, а также запуске продаж линии товаров для СПА-процедур. Тем не менее, французский бренд сталкивается с недовольством китайских пользователей соцсетей уже не первый раз. Так, в 2021 году волну негодования неожиданно вызвало фото китайской модели, опубликованное на выставке Dior and Art в Шанхае. Непривычный макияж, веснушки и легкий загар на лице девушки многим показался отталкивающим. Более того, некоторые посчитали снимок оскорбляющим представления о красоте местных женщин, идеальной чертой которых в Китае принято считать светлую кожу. Теперь же, учитывая два последних инцидента и отсутствие реакции со стороны Dior, критика модного дома среди китайцев только возрастает.
Модные дизайнеры достаточно часто ищут вдохновение в разных культурах, а в китайской с ее почти 5000-летней историей – в особенности. Поэтому неудивительно, что периодически могут возникать вопросы о правомерности присвоения культурных традиций другой страны. В случае с юбкой основная проблема состоит не в том, что Dior использовал традиционный китайский крой, а в том, что французский бренд позиционирует дизайн юбки как свою «новую разработку» и «уникальный силуэт Dior». В одной из своих статей китайское издание People’s Daily поднимает вопрос о том, что экспертам по авторскому праву необходимо «присоединиться к дискуссии и на примере данного инцидента четко обозначить границы между плагиатом и заимствованием».
В конечном итоге, описанные инциденты, вряд ли, сильно повлияют на дальнейшую работу бренда Китае. Тем не менее, в китайских соцсетях, бесспорно, стали очень хорошо разбираться в культурных традициях, особенно когда речь заходит о деятельности международных компаний. Поэтому модным брендам стоит научиться правильно реагировать на негативные реакции в соцсетях, чтобы не потерять расположение местных потребителей.
По материалам jingdaily.com.