На архитектурный облик Пекина наложили свой отпечаток многие исторические события, в частности, войны, распад империи, а также урбанизация и влияние других стран. Если сравнить городские планы разных лет, можно обнаружить, что расширение столицы Китая носит концентрический характер, причем в роли своеобразных ориентиров выступают кольцевые элементы инфраструктуры.

Помимо обилия однотипных масштабных застроек, в Пекине просматривается стремление к большей визуальной эффектности архитектурных объектов. К числу знаковых городских сооружений начала XXI века можно отнести Олимпийский стадион, Башню CCTV и Большой национальный театр. Популярными тенденциями в развитии архитектуры современного Пекина являются переосмысление общественного пространства и регенерация городской среды, которая коснулась как жилых, так и бывших промышленных районов. Чтобы создать виртуальный «снимок» города, проведем краткий обзор современной столичной архитектуры.

Большой национальный театр (2008)

Проект оперного театра, разработанный в 1998 году и реализованный по прошествии целого десятилетия, вызвал бурные дискуссии на исторические темы и ознаменовал собой один из переломов в развитии столичной архитектуры. Эллипсоидный купол с искусственным бассейном, находящийся в непосредственной близости к площади Тяньаньмэнь, вызывает поразительное чувство ностальгии.

Китайско-итальянское экологическое и энергоэффективное здание (2006)

Уникальность здания Китайско-итальянского центра образования, обучения и исследований в области защиты окружающей среды и энергосбережения, расположенного на территории кампуса Университета Цинхуа, заключается в тщательно продуманной конструкции, которая способствует минимизации потребления энергии. В частности, доступ естественного света в помещения регулируется специальными датчиками, исходя из потребностей каждой зоны.

Птичье гнездо (2008)

Национальный стадион, открывшийся в 2008 году, стал самым известным символом олимпийского Пекина. Главной особенностью объекта является его внешняя оболочка, представляющая собой переплетение стальных трубчатых элементов, которое и придает строению схожесть с птичьим гнездом.

Водный куб (2008)

Национальный центр водных видов спорта, находящийся возле «Птичьего гнезда», вмещает около 6 тысяч зрителей. Здание облицовано этилен-тетрафторэтиленом – легким и прочным полимером с необычными изоляционными свойствами. Секрет трехмерного эффекта водных пузырьков кроется в особом геометрическом узоре.

Башня видеонаблюдения (2012)

234-метровая штаб-квартира Центрального телевидения воплощает в себе трудоемкую реализацию достаточно смелой инженерной задачи. Конструкция башни, нередко вызывающая острые дебаты, имеет множество вариантов интерпретации.

Связанный гибрид (2009)

Инновационный многофункциональный жилой комплекс, расположенный в центре Пекина, помимо 750 квартир, включает «небесные» пешеходные дорожки, торговые, выставочные и развлекательные пространства, а также 660 геотермальных скважин, уходящих на 100-метровую глубину.

Galaxy SOHO и Wangjing SOHO (2012-2014)

Комплексы смешанного назначения, состоящие из офисных и других помещений, гармонично вписываются в городской ландшафт. Архитектурный ансамбль создает впечатление, будто округлые формы с горизонтально расположенными балконами и стеклянными поверхностями, вырастают из-под земли.

Chaoyang Plaza (2017)

Оригинальный дизайн двух округлых башен, отражающихся в водах близлежащего озера, чем-то напоминает традиционную китайскую пейзажную живопись. Архитектурный замысел является попыткой заново открыть неповторимую эстетику зданий, утраченную в современных китайских городах.

Комплекс социального жилья «Байцзывань» (2021)

Комплекс является воплощением идеи модернизации традиционных конфигураций жилых массивов. Здания, сгруппированные в блоки, подчеркивают принцип совместного использования доступного пространства.

Аэропорт Дасин (2019)

Одной из целей строительства нового терминала, рассчитанного на ежегодное обслуживание 100 миллионов пассажиров, является разгрузка действующего пекинского аэропорта. Планировка основного зала напоминает внутренние дворы традиционных пекинских домов и в сочетании с современными технологиями автоматизации позволяет существенно сократить время посадки пассажиров на рейсы. Среди инновационных решений, реализованных на объекте, можно выделить систему сбора дождевой воды (до 2,8 миллиона кубометров), которая после очистки возвращается в близлежащие водоемы.

Арт-зона «798» (2001)

«798» – это название государственного завода, который был построен в 1950-х годах. Спустя полвека предприятие закрылось, а пустующие помещения постепенно заняли художники, открывшие в них свои студии и выставки. Сегодня постиндустриальное пространство задействуется для проведения десятков культурных и творческих мероприятий, размещения издательств, студий звукозаписи, моделирования, дизайна и не только. В 2003 году журнал Time включил Арт-зону «798» в число 22 самых известных достопримечательностей мира.

Магазин кондитерского бренда Lao Ding Feng (2022)

Проект, реализованный студией Neri&Hu, позволил преобразовать заброшенный кирпичный склад в концептуальный магазин торговой марки Lao Ding Feng, которая нуждалась в обновлении корпоративного имиджа. Оригинальная перепланировка пространства позволила дизайнерам добиться гармоничного сочетания бетонных, кирпичных, металлических и других конструкций.

Общественный туалет Amoeba (2021)

Общественный туалет, построенный в парке Маньшань, является примером удачного сочетания функциональности и современных архитектурных форм, которые спроектированы с учетом соблюдения принципов инклюзивности.

Микро-хостел Hutong (2016)

«Хутуны» представляют собой традиционный способ организации домашнего пространства в Пекине, который утратил свою актуальность с появлением новых густонаселенных городских районов. В течение нескольких десятилетий хутуны выполняют функцию полигонов для дизайнерских экспериментов в городах с низкой плотностью населения. Студия ZAI сумела воплотить смелый проект центробежной трансформации двора микро-хостела, который, среди прочего, предусматривал архитектурную модернизацию здания за счет демонтажа отдельных фрагментов его стен.

По материалам domusweb.it