Уже почти столетие Шанхай привлекает путешественников и деловых людей, которые сыграли свою роль в развитии города и помогли сформировать его самобытность. От архитекторов, которые проектировали жемчужины ар-деко до создателей проверенных временем брендов – городу всегда удавалось собирать таланты со всего мира.
Chen Danyan из Пекина уже более 25 лет изучает культурное и историческое наследие Шанхая и задокументировала каждое значимое событие за 100 лет – с 1920 по 2020 год – в целых семи книгах.
Одна из книг посвящена 40 самым знаменитым шанхайским брендам в таких разнообразных отраслях, как текстильная и пищевая промышленность, бытовая техника, развлечения и даже спорт. Некоторые из них – это проверенные временем бренды, такие как конфеты White Rabbit, спортивная обувь Warrior, фотоаппарат Seagull, краски Marie's и ракетки для настольного тенниса Double Happiness.
В 70-х и 80-х годах семьи, которые могли позволить себе купить швейную машинку Butterfly, механические часы Shanghai, велосипед Phoenix и телевизор Gold Star, вызывали зависть у своих соседей. Эти товары считались самым важным приданым для невесты.
«Шанхайские бренды создали образ жизни, который не только принадлежал жителям города, но и задавал стандарты сочетания моды и технологий. Люди из других городов Китая завидовали жителям Шанхая и уважали их», – рассказывает Chen Danyan.
Некоторые из брендов, упомянутых в ее книге, в настоящее время представлены на выставке под названием «Век шанхайского дизайна» в Художественном музее Liu Haisu. На выставке, которая продлится до 19 марта, экспонируется ограниченная серия часов Shanghai, швейная машинка Butterfly, радиоприемник Red Lantern и вентилятор Wahson с регулятором скорости вращения на передней панели.
«Говорят, что швейные машинки Butterfly (бабочка) были копиями американской модели Singer 15. Но, как и большинство продуктов, произведенных в Шанхае, они никогда не являются идентичными или точными копиями оригинала», – говорит куратор выставки Zhao Lei. – «В 1940-х годах, когда в Шанхае начали производить швейные машинки, они назывались Invincible. На шанхайском диалекте «бабочка» звучит как «непобедимая». Соответственно, в 1966 году логотип машинки был изменен на бабочку».
Изучая шанхайские бренды прошлого века, Zhao Lei обнаружил, что почти все торговые марки в период с 1960-х по 90-е годы могли проследить свои корни до 1920 - 30-х годов.
В 1990-х годах, когда КНР начала превращаться в крупного игрока на мировом рынке, китайский дизайн пережил новое десятилетие конвергенции между Китаем и Западом, благодаря более простому доступу к Интернету. Дальнейшая индустриализация привела к интеграции современного дизайна и промышленности.
«Лучшее в выставке – это то, что разные поколения делятся своими воспоминаниями о брендах и об эмоциональной связи с ними», - сказал Zhao Lei. – «Это помогает лучше понять самих себя».
В центре экспозиции – инсталляция Climbing Monkey с электроприводом, которую создал графический дизайнер из Гонконга Marvin Chan. В настоящее время он управляет фабрикой игрушек в Шанхае. Это памятный продукт, посвященный 120-летию первого современного китайского издательства The Commercial Press.
Первоначально созданная немецкой фабрикой оловянных игрушек Lehmann в конце XIX века, первая шанхайская игрушка-обезьяна была изготовлена The Shanghai Commercial Press в 1920-х годах. Различные варианты игрушки были разработаны между 1930-ми и 1960-ми годами, сочетая традиционные элементы с местными.
«Шанхайский стиль особенно привлекателен тем, что соединяет в себе современность и сдержанную азиатскую элегантность. Это сочетание восточных и западных элементов представляет собой дух Шанхая в его лучших проявления», — сказала 55-летняя Silvia Kettelhut, немка, проживающая в Шанхае.
По материалам shine.cn